Газета «Шинник» уже много раз рассказывала о том, как строилась «Белшина», какие невероятные силы и ресурсы огромной страны были задействованы для пуска первой очереди комбината. Активное участие в этом принимали специалисты НИИ КГШ на базе Днепропетровского шинного завода. Кстати, детали (протектора, боковины, крылья) для первой белорусской шины были изготовлены именно на этом заводе и переданы БШК в качестве подарка. Вскоре вступивший в строй действующих наш завод КГШ по сути ничем не отличался от своего «собрата» на Украине.
Шли годы, перестала существовать большая многонациональная страна – СССР, но, несмотря на все трудности, «Белшина» продолжала работать, создавались новые цеха, осваивались новые типоразмеры. К сожалению, несколько другая участь была уготована «Днепрошине»: уже давно нет НИИ КГШ, а сам шинный флагман Украины фактически прекратил свое существование. А недавно стало известно о том, что ООО «Интершина УА» и «Белшина» начали тесное сотрудничество.
– К руководству «Белшины» обратились представители компании ООО «Интершина UA» с предложением об организации технологического процесса по выпуску своих шин у нас,– рассказал ведущий инженер-конструктор приспособлений и технологической оснастки КТО ЗКГШ Игорь Пивень и продолжил:
– Были длительные переговоры, в сентябре прошлого года мы с коллегами ездили к нашим украинским партнерам, чтобы оценить их оснастку, которую они хотели передать «Белшине» под выпуск своей продукции, и технические возможности для этого. В результате огромной работы в конце декабря прошлого – в январе текущего года по off-take проекту был начат выпуск сельскохозяйственных шин серии «Agropower». Технологическая оснастка и конструкторско-технологические карты были предоставлены «Интершиной».
В настоящее время осваиваем еще 6 типоразмеров шин у нас на ЗКГШ и два – на ЗМШ. Фактически, это те перспективные разработки «Днепрошины», которые предприятие не успело освоить до своего закрытия. Данный проект можно назвать взаимовыгодным сотрудничеством с хорошими перспективами: с одной стороны его плюс в том, что «Белшина» работает по полной предоплате заказчика, с другой стороны, выпускаемая по заказу «Интершины» продукция не имеет наших аналогов, за исключением шины 710/70R42, но они отличаются по нагрузке.
Работа на самом деле проделана очень большая и есть реальные результаты – шины фактически возрожденного украинского бренда вновь в «строю», хотя совсем еще недавно им, как и предприятию в целом, грозило полное забвение. Весьма кстати, буквально через несколько дней после нашей беседы с Игорем Пивнем, на «Белшину» приехал представитель наших украинских партнеров Product директор компании ООО «Интершина UA» Дмитрий Владимирович Сухоненко. И было очень интересно пообщаться с ним по поводу перспектив двустороннего сотрудничества, услышать его мнение о «Белшине» и узнать из первых уст о непростых временах в жизни украинского флагмана шинной индустрии:
– Я сам выходец с «Днепрошины», где работал начальником управления продаж. Немного начну с предыстории, чтобы было понятно, почему в итоге мы появились у вас на «Белшине». В 2010 году, еще при прежнем руководстве, задолженность государства перед предприятием по НДС составляла порядка 7 месяцев работы завода. В таких условиях работать было просто невозможно, «оборотных средств» не хватало и завод впервые за всю историю остановили. Простояли мы почти год. Соответственно, распродали всю продукцию, которая была на складах, и начался процесс банкротства. Были большие кредитные задолженности перед пятью украинскими банками. Госбанк «Укрэксимбанк» выкупил все наши долги и предложил повторно запустить производство, что и произошло 31 декабря 2011 года. Так мы проработали три года до того времени, как начались известные события в стране. Поменялось правительство и правление «Укрэксимбанка», и все проекты поддержки предприятий, принятые ранее, были заморожены на год. И снова без «оборотных средств» и возврата НДС завод остановился. Прошло еще полгода и «Днепрошину» начали разбирать на металлом...
– Но это же крупное стратегическое предприятие, как же так?
– Это наши реалии бизнеса, обращаться к кому-то – без толку. Мы приняли решение выкупить оставшееся оборудование и оснастку. Изначально планировали, что выпускать продукцию будем у своих коллег на «Росаве» в Белой Церкви. Повезли туда оборудование, но вскоре там сказали, что нужно минимум 3-4 года, чтобы начать производство, но ведь за это время наши типоразмеры морально устареют и станут не конкурентоспособными!
И вот в то непростое для нас время мы решили «постучаться» на «Белшину». Были неоднократные встречи с генеральным директором А.В.Яковлевым и многими другими руководителями и специалистами вашего предприятия, многочисленные командировки. Порядка года обсуждали условия оплаты и расчет себестоимости – у нас несколько разные подходы к этому. Благо, все усилия не были напрасными и сегодня наша продукция производится на «Белшине», более того, ассортимент линейки будет постепенно расширяться. Но в этом плане мы постоянно сверяемся с белшиновскими коллегами, чтобы модели и типоразмеры наших шин не перекликались и мы не стали друг другу конкурентами.
Кстати, было интересно наблюдать за вашими специалистами, когда они к нам приезжали: мы их встретили, по дороге в машине шутили, а когда они зашли на завод и увидели, что там осталось… Нужно было видеть выражения их лиц: ступор, онемение… Неудивительно, после такой стабильной, обновленной «Белшины» лицезреть производственную разруху.
– А такие совместные шины в конечном итоге не оказываются для вас «золотыми», ведь столько расходов, логистика и прочее?
– Пожалуй, действительно их можно назвать «золотыми», но в нашей ситуации это единственно приемлемый вариант сохранения нашего бренда. В Украине стоимость энергетики очень велика – она составляет порядка 40% от себестоимости шины, есть масса и других нюансов.
– Вы своей целью ставите как-то возродить «Днепрошину» или…
– «Днепрошину» мы не возродим – предприятие порезано и сдано в лом. Проще с нуля в голом поле построить завод, чем восстанавливать то, что осталось. Можете оценить масштабы разорения по фотографиям. Наше предприятие было меньше «Белшины», но мы никогда не думали, что нас так просто можно закрыть и уничтожить. Да, были трудные времена, да, завод порой стоял, мы аккумулировали средства, я ездил по Европе в поисках кредитов, снова запускались и работали. И тем не менее, «Днепрошина» фактически исчезла с лица земли. Сегодня вообще из 24 крупных заводов нашего города работают 4-5, остальные стоят – таковы реалии. Сейчас вовсю говорится про европейский вектор, но, к примеру, наша продукция не сертифицирована для Европы, чтобы туда зайти на комплектацию нужно пройти огромное количество испытаний и получить необходимый сертификат.
Поэтому говорить о том, что мы здесь у вас сейчас развернемся, а потом уйдем назад на Украину, я не могу – нет такой возможности. Последние 10 лет мы были конкурентами, но по воле обстоятельств работаем вместе. Мы пришли со своими идеями, конструкторскими картами, надеемся, что-то полезное для себя сможет взять и «Белшина», что-то – мы у нее…
Как будет развиваться успешно начавшееся сотрудничество покажет время, а пока будущее нашей торговой марки только в наших мечтах. Надеемся, что эти мечты, как когда-то и мечты первых шинников, станут реальностью.
Аванес СТЕПАНЯН (avanes.stepanyan@yandex.ru)
Фото Игоря ДРАПЕЗЫ и Дмитрия СУХОНЕНКО
Коментарі